Время стагнации: как менялась музыка с 90-х и к чему мы идем
Сейчас все чаще можно услышать тезис, что музыка циклична, и скоро мы придем «к истокам». Где эти истоки — непонятно, но действительно можно наблюдать, как в нашу жизнь ворвался фольклор, а артисты потихоньку отходят от «кальянного рэпа» и идут в сторону музыкальности. ЖАРА MAG решил разобраться, как менялась музыка за последние 35 лет, начиная с 90-х, а также поговорил с тремя саунд-продюсерами Кириллом LYRIQ, Витей RASA и Олегом Сашко и выяснил, что будет происходить с музыкой дальше.
Витя RASA в разговоре с ЖАРА MAG классифицировал развитие музыки таким образом: «90-е — это живые инструменты, мелодичность, романтика, 2000-е — переход к электронике, синты, клубное звучание, 2010-е — биты, минимализм, автотюн, трэп и хип-хоп-звучание. Сейчас — микс всего. Люди комбинируют живое и электронное, гитары с 80-ми, ностальгию с футуризмом. Музыка стала гибридной, без жестких жанровых рамок».
Кирилл LYRIQ в свою очередь отметил, что мелодия и музыкальная фактура во все времена были разными из-за прибавления разных жанров — с каждым годом их становится все больше. Кирилл уверен, что в 90-е музыка была проще, а в нулевые в звучание вернулась загадочность.
«То, что мы видим сейчас — это и то, и то. Все жанры весьма наполнены, имеют разных представителей. Например, в современной поп-музыке из-за сильного влияния хип-хопа появилось больше мелодекламации: плотный флоу, ориентация на тексты, интересные ритмические конструкции. При этом во всем присутствует мелодия. Это не чистый рэп, а все напевается», — отметил артист.
Девяностые
Лихие 90-е были лихими и в творческом плане. Такого разнообразия музыкальных жанров, которое было представлено в то время, сейчас уже вряд ли увидишь. Причем это касалось и русской музыки, и зарубежной. По всему миру звучали рок-хиты от Nirvana, одновременно с ними развивалось хип-хоп направление в лице Dr. Dre и, конечно, на сцене были короли поп-музыки Мадонна и Майкл Джексон.
В России тоже можно было выбрать музыку на любой вкус: от рокеров «Алисы» и «ДДТ» до зажигательных «Руки Вверх!», «Иванушки International» и «Комбинация», от шансонье Михаила Шуфутинского до меланхоличной Татьяны Булановой.
При том, что русский человек был вовлечен в обе повестки: вот он танцует под «Он тебя целует», потом страдает под «Не плачь», а уже на следующий день кричит вместе с Nirvana. И все это прекрасно уживалось вместе.
Нулевые
С новым тысячелетием пришла и новая эпоха. Нулевые подарили нам десятки артистов и медиагероев благодаря проектам «Фабрика звезд» и «Народный артист». На музыке нулевых выросло целое поколение ребят, которым сейчас по 30-35 лет. Они застали время без Интернета и бежали по пятницам к телевизору смотреть популярные музыкальные реалити-шоу, а потом копили деньги, чтобы однажды купить саундтрек «Вова-чума» и поставить его на свой звонок на телефон-печенюшку.
Нулевые — время поп-музыки и громких хитов, которые люди «до дыр» заслушивали на своих свежекупленных МП3-плеерах. Под них подростки проживали свои первые детские расставания, ссоры с друзьями, а кто-то — даже буллинг.
Все эти композиции били точно в цель, ведь у каждого в то время случилась какая-то школьная первая любовь, первая ревность и боль. Тут на помощь приходило и музыкальное сопровождение в виде «О нем» Ирины Дубцовой или «Котенок» от Никиты Малинина. А основной темой песен была неразделенная любовь и даже немного жертвенности в отношениях, от чего так открещиваются сегодняшние зумеры.
Десятые
От страданий под фразы «те, кому мы не нужны, каждую ночь без спроса в наши сны» из композиции Полины Гагариной и Ирины Дубцовой мы все довольно резко пришли к рэп-батлам, которые породили целое направление «кальянного рэпа». Инструментальные мелодии сменились битами, которые, бесспорно, стали «качать», рэперы начали соревноваться, кто непонятнее прочитает свой, порой, несвязный и уничижительный текст (пальма первенства все еще у Скриптонита), а девушек в этих треках стали все активнее уличать в меркантильности, продажности и даже эскорте.
В России стало появляться все больше крупных лейблов, которые начали делать музыку для массовой аудитории. И, если сейчас обернуться назад, становится понятно, что, не потеряли своей популярности до сегодняшних дней в основном те артисты, которые хоть чем-то выделялись из массы кальянных рэперов: МОТ со своими трогательными лирическими композициями, JONY, который регулярно экспериментирует с форматами.
Еще одно направление, которое стало развиваться в десятые — танцевальная музыка. Но не такая, как в нулевые (например, песня DJ Piligrim — «Ты меня забудь»), а треки с полноценной историей и душещипательными текстами. Ярким представителем этого направления стала группа Artik&Asti, которая к концу десятых уже собирала большие стадионы.
Двадцатые
И вот мы уже прожили половину 20-х годов, поэтому вполне можно сделать вывод о том, какая тенденция в музыке сейчас. Во-первых, тренд на патриотическое настроение — не просто так зумеры вернули на большую сцену Надежду Кадышеву и обожают Татьяну Куртукову.
Во-вторых, резкие высказывания о женщинах остались в прошлом. Мир против абьюза, а молодое поколение артистов на собственном примере показывают, что своим любимым можно посвящать милые тексты и относиться к ним тепло и трепетно. В этом, кстати, силен Ваня Дмитриенко, который сам пишет стихи о чувствах и читает их с большой сцены.
В-третьих, мы снова вспоминаем о рок-звучании, поэтому людям так «зашел» Xolidayboy. Кроме того, даже известные артисты, которые всегда ассоциировались с направлением «поп», все чаще делают рок-аранжировки, например, Сергей Лазарев.
Что дальше?
Витя RASA, Кирилл LYRIQ и Олег Сашко в разговоре с ЖАРА MAG подтвердили мысль о том, что музыка — циклична. Поэтому мы все чаще видим в композициях «приветы» из прошлого: от русских народных мотивов до возвращения рок-звучания и каверов на хиты 90-х и нулевых.
«Мне кажется, что музыка, конечно, как и все в мире, циклична. Но! Мы возвращаемся к чему-то, что было, и переосмысляем это. Кто-то будет копировать полностью то, как это было, но среди всего этого потока появится и что-то новое, чего не было раньше. Я думаю, в этом суть развития: мы берем что-то старое и создаем на этой базе что-то новое. Можно пытаться изобрести еще раз колесо, а можно взять его и сделать на его базе крутую машину», — отметил Олег.
Сашко уверен, что сегодня активный тренд на нулевые, но он постепенно смешивается с десятыми — настолько быстро, что уже непонятно, чего в музыке больше: первого или второго.
Витя RASA убежден, что тренд на 90-е и 00-е связан с тем, что людям снова хочется простых и цепляющих мелодий, а еще немного понастольгировать. А Кирилл считает, что смена музыкальных воспоминаний происходит каждые полтора года. LYRIQ нравится такая тенденция: «Молодежь, новые слушатели музыки, молодые ребята для себя открывают все стилистические находки прошлого в новой обертке. Для них это абсолютно новая музыка».
Так что же нас ждет дальше? Хождение по кругу и возвращение к прошлым жанрам или все-таки что-то радикально новое? Все три саунд-продюсера сошлись во мнении, что жанры будут миксоваться, а еще будут скрещиваться с современными технологиями.
«Я уверен, что в будущем появятся какие-то новые формы восприятия музыки, возможно, в связке с технологиями, с искусственным интеллектом, с 3D-звучанием», — заявил Витя RASA.
Кроме того, Витя считает, что у людей будет потребность во всем живом — в гитаре, эмоциях, голосе без обработки. LYRIQ думает, что чего-то кардинально нового ждать не стоит, а вот смешение жанров будет продолжаться: «Я уверен, что большей частью рынка будут живые классные музыканты, смесь soul, R'n'B, Hip-Hop и поп-музыки. Все это будет работать с современными методами сегодняшнего сонграйтинга, но с неким взглядом в прошлое. Такой вот тренд «назад в будущее», как я его называю».
Кризис музыки
Несмотря на такие интересные и даже позитивные прогнозы, Олег Сашко добавил ложку дегтя и отметил, что сейчас музыка находится в кризисном положении.
«Первое — из-за того, сколько и как мы сейчас потребляет контент. Все быстро забывается и теряется. Сейчас рынок все больше «размазывает». Но это — огромная возможность для молодых. Нет такой концентрации как раньше. У каждого «своя» подборка, свои алгоритмы. И с одной стороны — песни живут меньше. С другой — те, кто раньше никогда не пробился бы, получают свой шанс. Второе — практически все, что позволяли сделать новые технологии, открытые 30-50 лет назад, мы сделали. Это все совершенствуется. Это эволюция, а не революция. Случится ли революция — вопрос открытый. Но как показывает жизнь, любой кризис ведет к чему-то новому. Посмотрим», — отметил Олег.
О том же говорит и Кирилл, который, кстати, экспериментирует с мелодиями, кажется, заметнее всех в шоу-бизнесе.
«В тенденции мировой музыки есть легкое ощущение стагнации. Это тоже норма — это происходит каждые пять-семь лет. Но, думаю, эта волна должна совсем скоро пройти», — заключил LYRIQ.
Из приятного: есть все-таки в этом меняющемся музыкальном мире что-то стабильное. Пока молодые артисты придумывают разные «фишки», следуют трендам и пытаются вычислить, как же быть всегда «на волне», Ирина Аллегрова, Леонид Агутин и Григорий Лепс просто живут, работают в удовольствие и наслаждаются тем, что когда-то исполнили хиты на века, а теперь гордо носят негласное звание «базы» российского шоу-бизнеса.



