«Я мечтаю о стадионах»: Катя IOWA о переезде в Москву, создании лейбла, трендах и творчестве после материнства
Солистка группы IOWA Катя Иванчикова — артистка, которая умеет привлекать внимание, казалось бы, не прилагая к этому никаких усилий. Катя — яркая, интересная, неординарная, и это заметно не только по смелым выходам артистки на красные дорожки, но и прослеживается в творчестве.
ЖАРА MAG поговорил с Катей о крайних работах группы, о современных тенденциях в музыке, о том, как на ее творчестве сказалось материнство и почему они с мужем переехали из Санкт-Петербурга в Москву.
Недавно у вас вышла песня «Мальчик». По тексту эта песня грустная, и ты сама говорила, что она о том, что иногда надо отпускать, даже если любишь. Но при этом музыка танцевальная, веселая. Тебе не кажется, что посыл и текст могут теряться из-за музыки?
Мне кажется, что именно этот контраст делает трек особенным. Мне нравится сочетание драматичных текстов с танцевальными ритмами — музыка будто маскирует боль, а на самом деле только подчеркивает ее. Ты танцуешь, но внутри — целая история, а иногда и пустота. Но в нашей песне есть надежда: «любовь устоена так, она кометой вернется назад».
Когда любишь осознанно всецело, ты готов ждать, потому что настоящая любовь — на большую дистанцию, а по пути могут быть остановки…
Последние композиции IOWA сделаны с упором на танцевальные ритмы, при этом мы все помним, как гремели «Одно и то же», «Мои стихи, твоя гитара», «Знаки», «Три дня холода». И некоторые эти песни до сих пор в топах «Яндекса» по популярности. Почему таких песен стало меньше? Это следование «формуле хита», о которой сейчас многие говорят, или просто такой жизненный период?
Мне очень приятно, что «Одно и то же» и «Три дня холода» стали для многих саундтреком к важным моментам жизни, но если честно, мне как артисту страшно даже представить, что я буду повторять одну и ту же эмоцию годами. Это как если бы актер, сыгравший драматическую роль, отказался от комедий только потому, что «зрители хотят его слез». А ведь в этом и есть магия творчества — возможность проживать разные состояния, будто перевоплощаться. На полке много лирики и она получается у меня легче, чем танцевальные песни. Наверное, я сейчас двигаюсь в сложное, впрочем, как всегда.
У вас вышел еще один трек — Fashion Girl — свое видение композиции, которую много лет назад исполнила группа А'Студио. Почему именно эта песня? И почему кавер, а не что-то новое и свое?
Fashion Girl — это ведь больше чем песня, это целая эпоха! Кто в 2010 не подпевал ей? Она была везде: в клубах, на радио, в наушниках — абсолютный антистресс и символ легкости того времени. Я благодарна А’Студио, что они дали мне именно эту песню в рамках их трибьюта, который уже скоро выйдет в свет.
Сделать кавер — это не про «нехватку идей», а про эксперимент и ностальгию. Мне захотелось переосмыслить трек, который когда-то звучал из каждого утюга, но через призму сегодняшнего дня. Что если добавить чуть больше иронии, чуть другой звук, оставить узнаваемый хук, но при этом сделать его актуальным? Я считаю, что иногда важно отдать дань уважения трекам, которые стали частью нашей общей музыкальной ДНК. Fashion Girl — как раз такая история.
Часто артистов критикуют из-за каверов на любимые композиции. Столкнулась ли ты с хейтом? Будете продолжать делать каверы на какие-то композиции?
Нет, хейта не было — наоборот, многие оценили новое звучание Fashion Girl и даже удивились, как здорово трек вписался в 2025 год. Видимо, ностальгия сработала без побочных эффектов! Что касается новых каверов — пока не знаю. Это всегда спонтанная история: должно сойтись и настроение и сама песня. Если вдруг еще какой-то трек из прошлого резко «зацепит» и захочется его переосмыслить — почему нет? Но специально гнаться за этим не буду.
Какой стиль в музыке тебе нравится больше и в каком стиле больше нравится говорить с людьми о важном?
Сейчас все больше обращаю внимание на совершенно дикую, необузданную энергию или неидеальный звук, нестандартые аранжировки, грязный вокал, неоттюненый, живое сведение — торжество личности. Понимаю, что мне все сложнее стало сдерживать себя, да и незачем. Исполнители: Obonjayar — альбом Paradise now, LolaYoung — альбом This wasn’t ment for you.
Можно ли быть в топах чартов с новыми медленными и красивыми песнями, или сейчас время битов?
Важно, если ты сделал песню на все сто и веришь себе и в нее — она обязательно найдет отклик! Может, не сразу, может, не у всех, но у тех, кому она действительно нужна. «Улыбайся» не брали на радио почти год, а «Одно и то же» вообще не взяли на радио. Мы никак ее не продвигали, люди сами ее находили, а потом, она неоднократно становилась саундтреком для полнометражных фильмов. Топы и чарты — это здорово, но они не всегда показатель глубины. Часто песня, который не «взлетает», становится для кого-то личным гимном, и это дороже любых рейтингов.
Отвечая на вопрос про то, что залетает больше, мои личные наблюдения говорят о том, что люди хотят чувствовать себя в безопасности, хотят праздника. В Бразилии постоянно проходят фестивали — карнавалы, туда съезжаются люди со всего мира, соответственно есть потребность в такой музыке, под которую можно улетать, например, под бразильский фонк.
Sevgdalize, еще много мировых звезд записывают фиты с корейскими исполнителями, и это все супер танцевалки, как Bruno Mars с Розэ — APT, улетающие в топ.
Ты перевела песню «Маршрутка» на французский язык. Есть ли планы сделать это с другими композициями и выходить на международный рынок?
Это был интересный для меня эксперимент — мне вдруг очень захотелось ощутить «Маршрутку» на другом языке, немного в другом звучании. Французский придал ей новое настроение, начала учить этот язык. В сентябре будет 20 лет, как мы выпустили песню и клип на маршрутку. И вот решили перевести ее еще на несколько языков, кажется, это будет весло. На всех площадках маршрутка будет на разных языках. Что касается других песен — пока не знаю наверняка. Может, однажды я проснусь с мыслью, что «Одно и то же» зазвучит совсем по-новому на испанском или итальянском. Найти бы на все время (улыбается — прим.ред).
Два года назад в твоей жизни произошли большие перемены. За эти два года, что ты в новом статусе, изменился ли твой подход к творчеству? К написанию песен и к темам, на которые ты пишешь?
Стать мамой — это как заново научиться дышать. Ты вдруг начинаешь чувствовать мир острее: его боль, нежность, хрупкость и силу. Конечно, это не могло не повлиять на творчество. Раньше я писала о любви, потерях, внутренних бурях, но теперь в этих темах появился другой объем. Ты понимаешь, что даже в самых драматичных вещах есть место свету, потому что твой ребенок напоминает: жизнь — это еще и бесконечное начало. Я по-прежнему могу писать о чём-то личном и даже тяжёлом, но теперь в этом больше надежды, что ли? Или мудрости? Не знаю. Просто теперь за каждым словом стоит не только мой опыт, но и его будущее.
Сейчас тренд — укладывать детей спать под Miyagi и Эндшпиля. Укладываешь своего сына спать под собственные песни?
Он сам просит колонку: «вкьючи нам детские кавыбейные». Они без слов, поэтому я фристайлю наверх каждый раз новые колыбельные. Что вижу, то пою. Ему нравится, но есть парочка старинных колыбельных, которые мне бабуля пела, а ей ее мама.
Левка знает припев песни «Кусь» наизусть, чем растопил мамино сердечко и просит колонку: «Алиха, поставь маму — мачик, я не гущу, очень гущу».
Мечтаешь ли ты о суперпопулярности, как это бывает у многих молодых артистов, которые залетают в тренды в соцсетях? Или тебе больше по душе размеренно заниматься творчеством, давать уютные концерты на крышах, а не стадионах, но при этом быть еще много-много лет?
Конечно, я мечтаю о стадионах, только в этом году созрела и призналась себе! Мне приятно, что этим летом в соцсетях завирусились три наших песни. «140» у нас взлетела до невероятных высот и попала в топ чарты, благодаря тренду в тиктоке и новому покалению, которые только услышали наши песни.
Но важно сказать: для меня музыка — это прежде всего честный разговор. Можно, конечно, прыгнуть в тренды, для этого у меня есть крутая команда, у них есть опыт и знания о алгоритмах, но нет цели стать временным фоном в чьих-то соцсетях. Мне важно, чтобы мои песни оставались с людьми, даже если это не миллионы, а те самые «свои», которые слушают их годами. Мои маяки.
Поэтому да, я мечтаю не о «взлететь», а о «остаться», чтобы через 10 лет кто-то включил мою песню и сказал: «О, это же про меня».
Ты сказала на недавнем концерте о том, что скоро нас ждет ребрендинг и трансформация группы IOWA, что будет Катя IOWA. Это не значит, что группа перестанет существовать? Просто будет ещё какой-то сольный проект?
Будет много новых проектов, будут большие шаги, будет создание большого общего лейбла. Так много музыкантов и художников окружает меня, пора сделать следующий шаг, объединив их всех.
Ты переехала в Москву. Почему после стольких лет жизни в Питере ты решила перебраться в столицу?
Дело не в городах, а в людях и состояниях. Петербург навсегда останется частью меня, там моя квартира и место силы.
Но в какой-то момент я поняла, что хочу попробовать другую энергию. Я переехала, потому что здесь сейчас живут многие мои близкие, потому что здесь кипит часть моих проектов. Но это не значит, что я стала «москвичкой». Я — все та же я, просто с новыми точками на карте. И да, после Петербурга Москва сначала казалась чужой, но потом ты находишь в ней свои «места силы» — как когда-то находил их в другом городе. Главное — не локация, а то, что ты в себе несешь. Можно устать и в деревне, а можно ловить кайф и в миллионнике. Так что теперь у меня два города — и оба большие вдохновители.
Важно ли для артиста находиться в Москве, чтобы построить успешную карьеру? Вы много лет показывали своим примером, что все возможно, но все-таки переехали.
Город — это просто точка на карте, а не гарантия успеха. Да, в Москве больше студий, событий — здесь все действительно кипит каждый день. Но если у тебя есть талант, упорство и своя история, ты можешь пробиться из любого города. Я много лет доказывала это на своем примере: начинала не в столице, но мои песни все равно находили путь к людям.
Переезд — это не про «без Москвы нет карьеры», а про личный выбор. Мне стало интересно попробовать другую энергетику, быть ближе к части своих коллег, да и просто сменить ракурс. Но это не значит, что здесь «волшебный ключ» к успеху. Главное — не город, а то, что ты вкладываешь в свою музыку.
Сейчас, когда весь мир связан цифрой, можно жить в деревне и выпускать треки, которые услышит вся страна. Можно записывать альбом в маленькой студии в Екатеринбурге — и он взорвет чарты. Да, в столице больше «возможностей для нетворкинга», но если у тебя есть голос и честность — тебя услышат откуда угодно.