Игорь Бутман: "Аудитория джаза расширилась – собираются полные залы"
Лето в России стало джазовым: уже который год в разных регионах проходят фестивали, на которых играют и поют некогда странную и непонятную музыку. Но сегодня ситуация изменилась, во многом – благодаря народному артисту Игорю Бутману. О Московском джазовом фестивале, новых проектах и гастролях по всему миру – музыкант рассказал в эксклюзивном интервью ЖАРА MAG.
– Завершился III Московский джазовый фестиваль. Как вы оцениваете результаты?
– На отлично! Все ожидания оправдались с лихвой. Во-первых, было много замечательных артистов со всей России и из-за рубежа. Во-вторых, зрителей было больше, чем в прошлом году: к нам пришло 300 тысяч человек.
– Какие новые имена вы открыли для России в рамках фестиваля?
– Прежде всего, это два ансамбля: один из Таиланда, другой – из Индонезии. Это не только оригинально, но и качественно. Смесь классики джаза с национальными элементами, включая и народные инструменты.
Открыли и несколько молодых музыкантов, например, у нас со своим ансамблем выступил замечательный 19-летний трубач Григор Паносян.
Для себя я, например, открыл с другой стороны актера Виктора Добронравова. Он выступил у нас на Фестивале на основной сцене в саду «Эрмитаж» со своим коллективом «Кинопроектор». Виктор - великолепный исполнитель джазовой музыки, очень яркий и харизматичный.
Рад, что у нас есть площадка для мультижанровых артистов.
– В Москву приезжал ваш друг, американский музыкант Аллан Харрис. Как у вас это получилось?
– Все наши гости, конечно, столкнулись с давлением, в том числе и Аллан Харрис. Но он справился с этим.
От приезда в России он остался в восторге! Он увидел счастливых, добрых и открытых людей, которые любят джаз и его творчество.
– И вы провели еще один большой международный джазовый фестиваль в Санкт-Петербурге. Он чем-то отличался от московского?
– Принципиальных отличий не было. Мы очень хотели перенести масштаб Московского фестиваля в культурную столицу: также задействовать много площадок, привлечь сотни отечественных и зарубежных артистов.
В России много интересных событий, включая джазовых, но таких – еще не было. Тем боле летом, когда Санкт-Петербург во всей красе.
– Легко ли организовать такие фестивали сегодня в России?
– Сегодня джаз не имеет никаких ограничений в нашей стране. Конечно, работа требуется и колоссальная, но она сегодня более плодотворная, чем это было, например, 20 лет назад. Больше отдачи и поддержки от государства: от федеральной власти до муниципальной – и бизнеса.
Энтузиасты джаза много лет вели большую работу, и наш труд был не напрасным. Аудитория нашей музыки расширилась: собираются полные залы.
– Год назад вы говорили, что в России сформировались свои своеобразные центры джаза. Конечно, это Москва и Санкт-Петербург, еще вы называли Новосибирск. Появились ли новые подобные регионы?
– Да. Например, в Новокузнецке появилась своя Академия джаза, благодаря работе местного джаз-клуба «Геликон» и его руководителя Ольги Юшковой, а также бывшего губернатора Сергея Цивилева.
Но там, кстати, даже в тяжелые 90-е годы было много джазовых событий.
На Сахалине в этом году мы открыли филиал Академии джаза: пока это работает в формате очных встреч раз в месяц наших педагогов из Москвы с местными юными и взрослыми музыкантами, но в планах есть организация полноценной Академии со своим зданием и постоянной учебной программой. Там же работает Академия Ларисы Долиной, а она признанная в мире джазовая певица.
В Челябинске работает детская музыкальная филармония с джазовым отделением.
Список можно продолжать долго.
– Кстати, с инструментами нет проблем в России? Они в основном были зарубежные.
– Производство музыкальных инструментов – это сложный процесс с точки зрения бизнеса. Очень большая конкуренция в мире. Но в России сейчас появляются свои мастерские. Есть, конечно, определенные проблемы: нужно время. Но в целом всё решаемо: процесс идет.
– В августе будут 10-е по счёту «Джазовые сезоны» в Горках Ленинских в Подмосковье. Что приготовили в этом году?
– Готовим масштабную программу: задействуем сразу две сцены, будет много музыки, а также развлечений: творческих мастер-классов, спортивных игр и музыкальных лекций для всей семьи. Со специальными программами выступят Полина Гагарина и L’One, Женя Любич, Тони Карапетян и поэтесса Ах Астахова. Мы с Московским джазовым оркестром представим 2 программы, одна из которых – театрально-музыкальный перформанс «Джаз от первого лица», где главную роль чтеца исполняет великолепный актер Алексей Гуськов. Приедет наш друг Марк Уитфилд, который уже выступал у нас с Трио и поразил всех своим мастерством. И он тоже в восторге от России!
– У вашего Московского джазового оркестра юбилей – 25 лет. Какие планы на новый сезон?
– Праздновать начнем в Москве: 1, 2 и 3 октября в Театре Эстрады представим новые и полюбившиеся программы с артистами академической сцены, театра и популярной музыки. Каждый день будем играть новую программу. Потом у нас план на 25 городов России – будет тур. Кроме того, планируем гастроли в Бразилию и Таиланд.
– Гастроли в какую страну с нетерпением ждете, может, где-то по-особенному встречают?
– Ждем мы Бразилию, а встречают нас по-особенному в Таиланде (смеется).