
МОТ: «Я НЕ ХИП-ХОП ИСПОЛНИТЕЛЬ И НЕ РЭП-АРТИСТ!»
В ИНТЕРВЬЮ НАШЕМУ ЖУРНАЛУ МОТ РАССКАЗАЛ О ТОМ, КТО В РОССИИ ПИШЕТ ХОРОШУЮ МУЗЫКУ, ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ И ОСТАЛИСЬ ЛИ ЕЩЕ НА ПЛАНЕТЕ ТРУ-РЭПЕРЫ.
Матвей, скажи, почему на твоей странице в «Википедии» совершенно нет никакой информации о премиях, которые ты получал?
Потому что не я эту страницу составлял. Так что этот вопрос нужно адресовать тем людям, которые ее заполняли и вели. Но если ты спросишь меня, хожу ли я на премии, я отвечу да. Приятно ли мне получать статуэтки? Да. При этом считаю, что награды ни в коем случае не должны быть для артистов самоцелью. Я тоже в юном возрасте смотрел по телевизору, как награждают артистов, как они выходят, торжественно поднимают над головою эти статуэтки, передают приветы родителям, своим семьям, и мечтал оказаться на их месте. Думаю, многим хочется так сделать. Но я также знаю ребят, которые зачастую ставят премии над музыкой. На мой взгляд, это не очень правильно, потому что музыка уходит на второй план, и ты ради награды уже готов договориться со своей совестью, прогнуться под формат, сделать трек, который тебе не очень импонирует. Когда такие вещи происходят, это не очень честно по отношению к ее величеству музыке.
Как ты считаешь, насколько адекватно эти премии присуждаются? Ты обычно согласен с выбором жюри?
Ну в нашем мире мало чего происходит адекватного. Любое решение так или иначе носит субъективный характер. Это касается не только премий, но и всех остальных аспектов жизни. Премии стали неотъемлемой частью музыкальной индустрии, поэтому либо ты соглашаешься на их правила, либо не играешь в эти игры. Точно так же я знаю много артистов, которые решили, что им награды не интересны, и отказались посещать такие мероприятия. Себя к таким артистам я не причисляю.
Премия — это же по сути признание того, что аудитории понравилась твоя музыка. А что плохого в том, чтобы следовать за вкусами людей и делать то, что им нравится?
Ничего плохого в том, чтобы оправдывать ожидания аудитории, конечно же, нет. Но я считаю, что в музыке, как и в жизни, все должно быть в меру. Когда артист загоняет себя в рамки соответствия ожиданиям, иными словами, делает то, что «точно зайдет и ждут», а не то, чего ему самому порой хочется, то он отсекает большой спектр творческих возможностей. А музыка — это все-таки про эксперимент, про поиск нового себя, про выход из зоны комфорта. Как барон Мюнхгаузен себя за шкирку вытаскивал из болота, точно так же артистам порой нужно вытаскивать себя из состояния привычного творчества. Надо не стагнировать, а развиваться. Но при этом, повторюсь, делать это в меру, без свойственного нашему человеку «перебора», и не уходить сильно в какие-то экспериментальные дебри.
Давай подойдем к этой красивой стене с твоими наградами, и ты расскажешь про них, раз уж в «Википедии» об этом ничего нет.
Ну давай. Вот это «Золотой Граммофон», это премия Glamour, которую мы с Машей получили как «Пара года», премия RU.TV, МУЗ-ТВ, «Новое радио», «Русская музыка», «Яндек.Музыка». А отдельно стоит вот такая красивая статуэтка, которую мы с JONY в этом году получили на премии «ЖАРА» как «Лучший дуэт».
Какая из них для тебя является самой почетной?
Выделять что-то одно, наверное, будет не совсем правильно. А свое отношение к статуэткам я уже озвучил выше. Вообще, честно говоря, я немножко устал от того, что меня многие идентифицируют как хип-хоп-исполнителя. Всякие номинации и победы за лучший хип-хоп-проект, безусловно, приятны, но они не совсем отражают объективную реальность. На мой взгляд, я уже давно вышел за рамки жанров. Поэтому, когда в этом году впервые за долгое время я получил награду за лучшую песню, то был рад. Если в следующем году стану лучшим артистом, буду вдвойне рад. Я вообще считаю, что музыку нужно делить не на жанры, а на хорошую и не очень хорошую.

Я НЕ ХИП-ХОП-ИСПОЛНИТЕЛЬ И НЕ РЭП-АРТИСТ!

И как одну отличать от другой?
Естественно, это всё вкусовщина. На мой взгляд, хорошая музыка — это не обязательно та, которая учит или имеет глубокий двойной, тройной смысл, подсмысл, как многие утверждают. Это то, что находит отклик, и неважно ласкает тебя песня, успокаивает или царапает, проходит по живому, надрывает твою аорту и заставляет тело мурашиться. Хорошая музыка — это та, которая вызывает эмоцию. А какая это эмоция — положительная или отрицательная, уже другой вопрос.
И кто сейчас в России пишет хорошую музыку?
Мне нравится то, что делает молодой талантливый парень Кирилл под сценическим псевдонимом LYRIQ. У нас с ним есть совместная песня, которая называется «Не Бруклин». Это красиво, вкусно, талантливо, фирмово, со смыслом. Еще хорошую музыку делает казахский исполнитель под псевдонимом Dose. У нас также есть совместная песня, которая называется «10 балов». Мы с ним виделись на днях, он показывал свой новый материал, и это очень достойно и свежо. Кстати, все эти ребята пишут не только слова, как я, но еще и мелодии. Они являются замечательными продюсерами, музыкантами, авторами и исполнителями. И я за них прям ручаюсь. И если ты еще не следишь за их творчеством, обязательно присмотрись, прислушайся. Думаю, они тебя не разочаруют.
Спасибо за рекомендацию. А что вообще, на твой взгляд, сейчас происходит на музыкальном рынке? Какие тенденции ты отмечаешь?
На мой взгляд, сейчас наметилась явная тенденция к «утяжелению» музыки. Думаю, в ближайшее время мы услышим ренессанс рока, но уже в обновленном, современном звучании. При этом вряд ли хип-хоп и рэп уступят кому-то свой трон на олимпе. Потому что это такие жанры, которые адаптируются к любым условиям, впитывают в себя лучшие качества среды, и поэтому они тоже возьмут себе эти мотивы потяжелее.
Чем обуславливается такая тенденция к «утяжелению»?
Наверное, цикличностью, которая прослеживается во всем, начиная от песен и заканчивая историей в целом. Ну и потом главенство хип-хоп-музыки продолжается уже достаточно долго, и она впитала в себя нотки и диско, и фанка, и соула, и классического R&B. Сейчас, видимо, такая музыка уже достаточно приелась слушателю и наступает новый этап.
Последние годы действительно кажется, что рэп читают уже буквально все музыканты, кого ни возьми. У тебя нет ощущения, что становится теснее на этом рынке?
Ну тут мы с тобой возвращаемся к началу нашего разговора и к моим словам о том, что я не идентифицирую себя как хип-хоп-исполнителя и рэп-артиста. Возможно, если бы я занимал только лишь эту нишу, волновался бы и переживал. Но то, что я делаю, — это, скорее, добрая, душевная поп-музыка с примесью рэпа, соула, джаза, фанка, R&B. И мне как раз важно максимально поддерживать талантливых молодых ребят, которые делают классную музыку. Я хочу, чтобы в нашей стране было больше интересных, креативных, разноплановых треков и артистов в целом. Чем активнее мы будем давать дорогу молодым талантам, тем лучше.

КАК ТАКОВОЙ ЦЕЛИ У МЕНЯ НЕТ. КАК У САМУРАЯ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ПУТЬ. И Я НАСЛАЖДАЮСЬ ЭТИМ ПУТЕМ

Кстати, ты знаешь, как отличить настоящего рэпера от ненастоящего? Кто тру, а кто не тру?
(Смеется) Без понятия! Честно говоря, никогда об этом не задумывался. Мне кажется, все эти ярлыки из разряда «тру — не тру» остались где-то в нулевых, когда для хип-хоп-исполнителей поход на ту же премию считался зашкварным. Такой музыкант автоматически переходил в категорию фейковых рэперов, терял уличное доверие и уважение. А сейчас уже все размылось, люди стали проще ко всему относиться. Главное — не идти наперекор своим музыкальным и человеческим принципам и делать то, что тебе нравится, от души.
А что тебя вдохновляет и мотивирует?
Ты знаешь, буквально пару месяцев назад я посмотрел красивейший художественный фильм про Рэя Чарльза, который называется «Рэй». Не понимаю, как это кино обошло меня стороной, потому что выпустили его в начале двухтысячных. Сногсшибательная картина, вдохновляющая, красиво снята, прекрасна по сюжету, по мысли, по идее. Кто не видел, очень рекомендую. Вторая не менее вдохновляющая картина называется «Джеймс Браун: Путь наверх». Это тоже реальная история, основанная на жизни, заставляющая влюбиться в музыку и показывающая, как можно и нужно к ней относиться. И наконец, третий фильм — это сериал про Канье Уэста, который называется Jeen-yuhs. Он учит безусловной вере в себя. Потому что все артисты, как натуры очень утонченные, склонны к саморазрушениям и самокопанию и зачастую страдают от нехватки уверенности. Так вот, этот фильм показывает, как можно ломать шаблоны. Классическая документальная история обычно начинается с конца, когда артист уже достиг невероятных высот, у него на полке стоят красивые награды, и вот он садится перед камерой и, почивая на лаврах, вспоминает то, как все начиналось. А в Jeen-yuhs мы видим цепочку событий как раз от самого начала. Представь, когда у Канье еще не было выпущено ни одной песни, он уже начал снимать документальный фильм про себя! Он настолько верил в свой будущий успех, ни капли не сомневался, что станет великим гением, что вскоре в это поверил весь мир. Для меня это одна из самых мотивационных картин, которая пробуждает правильную, здоровую энергию в творческом человеке и показывает, как можно превратить свои поражения в абсолютный триумф. Очень рекомендую всем посмотреть эти три фильма. На меня они произвели колоссальный эффект, потому что по результатам просмотра я написал, наверное, около пятнадцати песен. Ну и плюс на это наложилось еще множество факторов: и переломный для каждого мужчины рубеж в тридцать лет, который я преодолел не так давно, и то, что спустя девять лет я стал независимым артистом в свободном плавании, и события, которые случились в начале этого года в мире и в стране. Все это дало вот такую гремучую смесь.
У тебя тоже были проблемы с уверенностью в себе?
Ну да. Каждая творческая личность склонна к этому. Плюс ко всему я по гороскопу Рыбы, а это двойственный знак. Одна рыба смотрит вверх, другая вниз. Часто бывает так, что в какой-то момент я ощущаю себя гением, который сотворил что-то невероятно крутое и шедевральное, а потом, буквально спустя секунду, осознаю свое ничтожество, посредственность, бесталанность и думаю, что, наверное, больше никогда не напишу ничего толкового. Вот такие скачки — это нормальная история у артистов. Главное, чтобы их амплитуда не зашкаливала и не приносила хлопот окружающим.
А на старте твоей карьеры насколько тебе было важно, чтобы в тебя верили? Или достаточно было собственной уверенности в успехе?
Моя прежняя и нынешняя уверенность в себе — это, наверное, и есть логическое следствие поддержки близких людей, которые говорили мне правильные вещи в правильное время. Возможно, они делали это слишком аккуратно и завуалированно, поэтому я долгое время думал, что это я сам по себе такой уверенный. Но с годами понял, что это красивая, тонкая, ювелирная работа моих родителей, друзей и супруги.
Ты никогда не жалел о том, что оставил карьеру экономиста? Она ведь обещала быть достаточно успешной.
Оглядываясь назад, понимаю, что сделал правильный выбор. Не знаю, к чему привела бы меня эта экономическая дорожка. Но в данный момент я занимаюсь любимым делом, которое меня вдохновляет, бодрит. И без него уже не могу представить свою жизнь. Скорее всего, даже если бы я работал менеджером среднего звена где-нибудь в государственной или частной компании, то все равно продолжал бы писать песни, как это было в студенческие годы. Но, естественно, уже не в формате профессии, а в формате хобби.
Ты можешь назвать себя бизнесменом?
Нет. Абсолютно нет. У меня вообще отсутствует предпринимательская жилка. Хотя в юные годы она прослеживалась. Когда мне было лет шесть, я приезжал летом к бабушке, мы с ребятами выносили теннисные столы в парке и брали за эту услугу какую-то там копеечку. Потом этой копеечки мне стало мало, и я от руки написал на листе А4 объявление: «Подаю мячи». Каждый раз, когда кто-то сильно «сушил» ракеткой, я срывался с места, приносил улетевшие теннисные мячики и тем самым делал экстра-кеш за день (смеется). Этого мне хватало на сладости, мороженое и жвачки, поэтому я чувствовал себя достаточно уверенно и самостоятельно. Но вот с годами эту способность, видимо, не развил. А может, творческая часть меня ее поработила и поглотила. И вопросы бизнеса и управления я, несмотря на свою специальность, все-таки предпочитаю доверять профессионалам.
Какие у тебя вообще амбиции в музыкальном плане? К чему ты стремишься?
Как таковой цели у меня нет. А есть, как у самурая, только путь. И я очень наслаждаюсь этим путем. В нынешнем году взял вектор, достаточно экспериментальный и интересный прежде всего для себя самого. Например, не так давно выпустил песню «Тряпки от кутюр». Это вообще далеко не мой звук и не мой формат. Но история была такова. Между мной и моими кубанскими друзьями возник спор: смогу ли я написать веселую песню в лето, чтобы пела и танцевала вся страна. Они мне привели в пример творчество «Ленинграда» и сказали, что я, дескать, могу делать только ванильные и лиричные композиции. Я ответил: «Давайте поспорим». И из этого спора родилась песня. В дальнейшем, думаю, не перестану удивлять и себя, и слушателей и делать что-то интересное, неожиданное и несвойственное мне. Но, конечно, будут и вещи классические. Весь этот год экспериментов проходит у нас под лозунгом «Снова Мотстелет». Потому что моя самая первая композиция, которая вышла на лейбле Black Star в 2013 году, называлась «Мот стелет». Это был веселый, позитивный подростковый рэп, и многие узнали меня именно с этой работы. Прошло девять лет, и сейчас, когда у меня начался новый этап, мы на всю страну заявляем, не стесняясь, что снова Мот стелет и снова будет рэп, танцы, веселые композиции. Под таким лозунгом мы едем в тур по всей стране и делаем большие сольные концерты в Москве и Питере.

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ МЫ УСЛЫШИМ РЕНЕССАНС РОКА, НО УЖЕ В ОБНОВЛЕННОМ, СОВРЕМЕННОМ ЗВУЧАНИИ

Чем ты еще занимаешься, помимо музыки?
Этот вопрос меня всегда немного вводит в ступор. На музыку приходится львиная доля моей жизни, и даже когда я ей не занимаюсь, то думаю о ней. Если что-то читаю, то выписываю разные фразы в заметки, и из них потом рождаются строчки песен или названия. Если общаюсь с друзьями, то одна часть полушария получает удовольствие от общения, а другая черпает информацию, истории из жизни и какие-то вдохновляющие штуки, из которых потом вырастают песни. Наверное, помимо музыки, такое существенное место в моей жизни занимает только семья, с которой тоже стараюсь проводить максимум времени. А еще с недавних пор я активно ударился в чтение. Из последнего очень понравилась книга «Тень ветра», которую написал Карлос Сафон. Очень интересная штука, полудетектив, полуготика. Также могу порекомендовать книгу «Жареные зеленые помидоры в кафе “Полустанок”» Фэнни Флэгг. Меня в ней привлекло название. На мой взгляд, в названии вообще кроется минимум сорок процентов успеха, поэтому я и стараюсь давать своим песням интересные имена. В общем, мне захотелось заглянуть в книгу с таким названием, и я был приятно удивлен.
Ты боишься совершить какие-нибудь ошибки в воспитании сына?
В одной из песен, которая еще не вышла, есть строчка «Мы — черновик родительских ошибок». Мне нравится эта метафора, и, безусловно, в ней найдет себя каждый человек. На данном этапе мне сложно говорить про воспитание, потому что моему сыну всего четыре года. Жизнь покажет, дало ли наше с супругой воспитание правильные плоды или не очень. Поэтому не берусь пока говорить об этом. Но в том, каким человеком я вырос, есть большая заслуга моих родителей. Они вложили в меня много любви, стараний и сил. Я им благодарен и теперь пытаюсь то же самое дать своему ребенку.
А как ты думаешь, откуда вообще берется проблема отцов и детей? Почему разные поколения не понимают друг друга?
«Отцы и дети» — это классика жанра. У каждого поколения есть привязка ко времени и свои привычки. Как раз на фоне этих отличий возникает недопонимание и конфликт. Тут самое главное — уметь слушать друг друга и находить компромиссы.
Что бы ты посоветовал тем молодым людям, которые сейчас страдают от этого недопонимания?
Не мне, наверное, кого-то учить… Но я могу сказать так. В ситуациях, когда в вас никто не верит, верьте в себя сами. А когда говорят, какие вы классные, крутые и талантливые, то сомневайтесь. Если старшие вас чем-то обидели или недопоняли, то держите в голове идею, что они сделали это не со зла. Зачастую мы не показываем свою любовь, стесняемся ее, воспринимаем как слабость и подбираем не те слова, которые на самом деле хотели сказать. А потом становится слишком поздно, чтобы что-то исправить. Поэтому не рубите сплеча, не наступайте на горло собственной песне, верьте в себя, дарите любовь и любите своих родителей.