ZHARA MAG в твоем формате: Bahh Tee & Turken: «Время сильных»
Bahh Tee & Turken: «Время сильных»
Лицо с обложки

Bahh Tee & Turken: «Время сильных»

Бахтияр Алиев и Туркен Салманова, объединившись в дуэт Bahh Tee & Turken, стали одними из самых ярких хитмейкеров 2022 года. В интервью нашему журналу они рассказали о том, как все начиналось, кто сейчас номер один на российской сцене и что ждет нашу музыкальную индустрию в наступившем году.

Бахтияр, Туркен, светская хроника утверждает, что вы — новые Artik & Asti, точнее, что вы хотите их переплюнуть и стать лучшей группой в стране. Это правда?

Bahh Tee: Во-первых, лучшая группа в стране — HammAli & Navai. Я за это отвечаю, хоть и очень люблю Artik & Asti, им огромный респект. А во-вторых, в том амплуа, в котором работают Artik & Asti, их никто не переплюнет. Они очень крутые и максимально органичны там. Ну и в-третьих, у нас нет цели никого переплюнуть. Нам бы хотелось занять свою нишу. Последние полгода мы очень активно развиваемся, потому что до этого долго искали свое звучание. Пробовали лирику, восточную музыку, танцевальную, клубную, и поэтому с кем нас только не сравнивали. Мне хотелось поработать в разных жанрах, чтобы понять, в каком направлении нужно двигаться. В конце позапрошлого года мы решили выпустить две лиричные песни, а потом весь прошлый год старались каждый месяц выпускать по треку — танцевальную музыку с цепкими припевами. Пошли бить в одну точку.

Как вообще возник ваш дуэт?

Bahh Tee: Лет семь-восемь назад у меня родилась идея создать проект, в котором я буду петь дуэтом с девушкой. Поискал исполнительницу, но никто не подошел под мои пожелания, и я как-то забил на все это. Подумал, что если когда-нибудь встретится нужная девушка, то этот проект реализую. А если нет — значит, нет. И вот спустя много лет, в 2020 году, мы познакомились с Туркен. Я ей дал выбор. Сказал: «Ты можешь делать сольную карьеру, а можешь пойти со мной в дуэт. Давай определимся сразу. Но что бы ты ни выбрала, знай: мы сделаем все, чтобы ты стала популярной».  

Turken: Причем я даже помню, как все это было! Я торопилась на работу, и тут звонок. Я услышала это предложение и даже не думала ни секунды, сразу ответила: «Да-да, отлично, давайте дуэт!»

А почему ты приняла такое решение?

Turken: Вообще, мне кажется, это очень умно (смеется). Прежде всего, дуэт — это колоссальный обмен опытом. Я же была вообще не в курсе, как происходит создание песен, как снимаются клипы, обложки и так далее. А Бахтияр занимается этим не один год. И это круто — сразу начать работать в паре с человеком, который учит тебя всему: как вести себя на сцене, как сочинять песни, как давать интервью. Я вообще не жалею о своем выборе.

В НАЧАЛЕ МАРТА Я ОБЪЯВЛЮ О НОВОМ ГРОМКОМ ПРОЕКТЕ. ЧТО ЭТО: НОВЫЙ АРТИСТ, НОВЫЙ ДУЭТ ИЛИ НОВЫЙ ЛЕЙБЛ, — ПОКА НЕ СКАЖУ

Можно ли сказать, что ваши сольные карьеры были менее успешными, чем работа в дуэте?

Bahh Tee: У Туркен до этого не было сольной карьеры. На тот момент она училась на четвертом курсе и не имела студийного опыта. А что касается моей музыкальной деятельности — она вся на виду у людей. Конечно, нашему дуэту еще далеко до тех показателей, которые были у меня за время сольной работы. Хотя медийно, мне кажется, он меня как артиста уже опередил. Сольное творчество Bahh Tee — это всегда тяжелая глубокая лирика, минорная, не выглядящая богато. Она не создана для того, чтобы играть на радио. Это неформат — очень нишевая музыка, которую нужно слушать в наушниках. А дуэт должен стать супермедийной историей, которая органично звучит на радио и смотрится на телеканалах. Bahh Tee & Turken уже в ротациях — а меня одного там никогда в таком количестве не было.

В паре с Туркен ты как артист зарабатываешь больше?

Bahh Tee: Если учитывать все расходы, то мы пока еще вообще не зарабатываем.

Turken: Почему? Я зарабатываю!

Bahh Tee: Ну да, у нас с Туркен классный контракт. Она получает долю от выручки и ни во что ее не инвестирует. Поэтому ей комфортно. Получила «котлету» и не парится (смеется). А я несу все расходы. Ты же не поспоришь, что у нас продукт очень дорого упакован? На каждую песню клип, куча фотосессий. Вот даже на съемку для вашего журнала мы потратили очень много денег. Всю свою долю прибыли и еще часть собственных средств я инвестирую в наш проект, чтобы он выглядел круто. Всегда мечтал о таком, но у меня не было достаточно денег. А сейчас они появились, и мне просто нравится в это играть, нравится им заниматься. И это дает результаты.

А Туркен просто повезло.

Bahh Tee: Ну нет. Смотри, мы стартовали в 2020 году, и в марте 2023 года будет три года, как вышла наша первая песня. Представь себе — три года работы!

Всегда мечтал о таком проекте, но у меня не было достаточно денег

Туркен, что для тебя было самым сложным при вхождении в этот проект?

Turken: Стеснение, наверное. Я же ничего не знала. Помню, когда все первый раз собрались, чтобы послушать демки артистов, которые находятся на продюсерских контрактах, я страшно переживала. Стала просить, чтобы нашу демку не включали. У меня даже уже слезы на глазах были! Я просто стеснялась показать свою работу, то, как я пою. Хотя, по сути, у меня за спиной уже был огромный путь — я всю жизнь пела, со школы. И самым сложным для меня было побороть эту неуверенность, показать, какая я.

Bahh Tee: Это тоже была одна из причин, почему нам понадобилось так много времени. Я знал, что эта девочка талантливая, но все из нее приходилось буквально вытаскивать.

Как ты вообще пришла в музыку?

Turken: О, это моя любимая история! (смеется) Я родилась в Норильске. Когда мне было шесть лет, мама решила отдать меня в гимназию с музыкальным уклоном. Но там каждый ребенок сначала должен был пройти прослушивание у преподавателя. И вот я пришла, учительница стала играть песенку «Маленькой елочке холодно зимой», попросила меня напеть, потом похлопать, потопать. Я все сделала и осталась ждать за дверью. В результате мама вышла из кабинета просто с каменным лицом, и стало понятно, что меня не берут. Эта женщина сказала ей, что у меня нет ни слуха, ни голоса — вообще ничего музыкального! Я, конечно, пошла в другую школу и параллельно стала заниматься в вокальном кружке, участвовала во всех конкурсах, даже в Москву летала выступать. А потом так получилось, что в седьмом классе меня перевели в эту музыкальную гимназию. Только через два года, когда нам выдавали аттестаты, я поняла, что та самая преподавательница, которая меня не взяла туда, — это директор! Прикол в том, что она как будто даже не узнала меня.

Bahh Tee: А что, она тебя должна помнить? Ты же маленькая была.

Turken: Ну начнем с того, что в Норильске мало было темненьких ребят. Я думаю, она меня запомнила. В общем, вручает она мне аттестат и говорит: «Ты такая талантливая! Ты так круто поешь!» А я смотрю на нее и думаю: сказать ей всё или нет?

Это круто — сразу начать работать в паре с человеком, который учит тебя всему: как вести себя на сцене, как сочинять песни, как давать интервью

Bahh Tee: Сказала?

Turken: Да. Спросила: «А помните, вы меня в первый класс не взяли?» Конечно, тут началось вот это наигранное: «Нет, честное слово, не помню!» В общем, после этой гимназии я пошла в музыкальный колледж, на дирижерско-хоровое отделение, и там все было супер. Потом поступила в академию и уехала в Москву. А в июле 2019 года решила создать страничку в соцсети, чтобы выкладывать туда каверы. JONY перепевала, Rauf & Faik, а где-то в декабре сделала кавер на песню Ксюши ASAMMUELL. Она его репостнула в сторис, и так меня увидел Бахтияр. Написал мне прямо в мой день рождения, 27 декабря.

Bahh Tee: Да, она классно спела, я зашел на ее страницу, посмотрел, послушал остальные каверы. Написал ей тут же, спросил, нет ли у нее авторских песен. Она сказала, что нет. А потом, недели через три я заметил, что каждый вечер просматриваю ее посты и слушаю, что она поет. Чувствую, что мне это нравится. Показал нашему продюсеру Дарье. Она сначала сказала, что это ни о чем, а потом, примерно через полмесяца, приходит ко мне и говорит, что тоже каждый день заходит послушать, как поет Туркен. И тогда мы решили ей позвонить и пригласить к нам в офис.

Turken: Я приехала, увидела, как тут все красиво. Сразу подумала, что мне будет очень сложно. Мы познакомились с Бахтияром, поговорили. Он опять спросил, сочиняю ли я песни. Я опять честно ответила, что нет. И потом он произнес эту коронную фразу: «Ну ладно, если что, мы тебе позвоним». И тут я поняла, что всё: меня не берут. Это была трагедия! Никто из моих близких не знал о том, что я еду на собеседование, но мне очень надо было с кем-то поделиться своим горем. Я позвонила маме, сказала, что меня только что не взяли на лейбл. Она меня выслушала и ответила: «Они тебе позвонят, я чувствую!» (смеется). Конечно, прошел день, два, неделя, две недели — и никто мне не позвонил. А потом, когда я шла на работу, раздался звонок с незнакомого номера.

А кем ты работала?

Turken: Преподавателем по вокалу. Я подняла трубку, это был Бахтияр. Он опять спросил: «Ну ты точно не сочиняешь песни?» (смеется) Наверное, до последнего надеялся, что у меня есть какие-то сочинительские задатки. А потом тут же предложил поработать — или сольно, или дуэтом.

Если артист говорит о том, что хочет покорить большое количество людей в разных странах, то я отвечаю: сначала покори всех здесь

Бахти, а как ты так быстро понял, что это именно та исполнительница, которую ты ищешь?

Bahh Tee: Я не понял, я просто решил попробовать. Почему бы нет? Опять-таки, у нее вообще не было студийного опыта, и она была как чистый лист: чему научишь, то и будет. Туркен была очень зажатая, но со временем интегрировалась. Плюс она в тот момент одна жила, в общаге, и мы помогли ей решить все бытовые вопросы.

Туркен, а сейчас ты где живешь?

Turken: В своей двухкомнатной квартире в Нахабино.

У вас уже были совместные живые выступления?

Bahh Tee: Да, мы ездили в Дагестан, в Екатеринбург. В Москве выступали. Но сольник пока не делали. Нужен еще один большой хит.

Что у вас в планах на 2023 год?

Bahh Tee: У нас уже записан один большой фит, мы хотели его выпустить в октябре. Но артист, с которым мы работали, на время приостановил творческую деятельность и попросил нас перенести релиз на этот год. Еще очень хочу записать песню с HammAli & Navai. У нас с ними много совместных наработок. Вообще, планируем в этом году выпускать треки раз в полтора месяца. В январе у нас уже вышла песня «Путь к тебе», очень классная.

Кто автор?

Turken: Бахтияр.

Недавно я получил предложение от Филиппа Киркорова спродюсировать его новый альбом

Bahh Tee: Туркен говорит, что в нашем проекте она отвечает за голос и за красоту. А я — за репертуар, продюсирование и инвестиции (смеется). Я пишу песни уже почти двадцать лет, причем не только себе, но и другим артистам. И HammAli & Navai, и Idris & Leos, и Полине Гагариной я писал, Бьянке, «Руки Вверх!», Газманову. Любимая моя песня «Сбежим в Баку» в исполнении Эмина — тоже моего авторства. Естественно, это большой опыт. Как бы круто сейчас Туркен ни начала сочинять, ей все равно нужно будет потратить очень много времени, чтобы мы с ней могли в этом конкурировать. Так же и у меня вряд ли когда-нибудь получится конкурировать с ней в вокальном исполнении. Но главное — у нас есть возможность развиваться. Когда играешь в паре с сильным игроком, то растешь быстрее. Мы многому учимся друг у друга, и я тоже расту: в наших первых треках было слышно, что она очень круто поет, а я — очень не круто. Теперь по сравнению с ней я уже пою просто «не круто» (смеется).

Вы с Туркен поете только песни собственного сочинения?

Bahh Tee: Нет, конечно. Даже тем артистам, которые сами пишут, ничто не мешает покупать мелодии и тексты. Например, HammAli & Navai — пишущие ребята, но «Птичку», которая стала песней года, сочинил сторонний автор. И наша песня «Бывшая» тоже купленная. Правда, там от оригинала ничего не осталось, мы все переделали. Мне очень понравилась строчка «Я твоя бывшая, к тебе остывшая», она цепляет. И ради нее я купил всю песню. Новую мелодию для припева, кстати, придумала Туркен, прям в студии предложила нужный вариант. А говорит «не сочиняет» — сочиняет же!

Раз уж мы заговорили о продюсировании, то расскажи, пожалуйста, как руководитель лейбла Atlantic Records Russia, что сейчас вообще происходит на российском музыкальном рынке?  

Bahh Tee: Компания Warner Music Russia, частью которой является Atlantic Records Russia, временно приостановила свою деятельность, поэтому вся наша работа сейчас официально на стопе. Артисты выпускаются через другие лейблы. Мы выполняем все свои обязательства по уже выпущенным песням, но новые релизы выпускать пока не можем. А в целом в индустрии все по-разному. Многие артисты уехали из страны, кто-то пока взял паузу и не работает. Artik & Asti, например, выпустили «Гармонию» и «СО2» и больше ничего, несмотря на то что они очень продуктивные ребята. Появились новые имена, SHAMAN всеми любимый. Ушли многие компании, музыкальные сервисы. Spotify полностью прекратил работу, YouTube закрыл монетизацию, Apple Music остановил редакторскую деятельность, то есть не обновляет витрину. Плюс даже на оставшихся сервисах появились сложности с оплатой. Карты перестали работать, Apple Pay ушел, и люди не могут спокойно продлевать подписки. У нас с Туркен, например, сорок процентов дохода формировалось из YouTube. Мы на стриминге стали зарабатывать в два раза меньше, чем раньше. Но при этом наша общая монетизация выросла. Правда, сколько для этого пришлось вложить!.. Те артисты, которые ничего не выпускали, острее ощутили падение рынка. А мы — в меньшей степени, потому что понимали, что нужно это компенсировать количеством контента. Концертов стало меньше, время освободилось. Все сели в студии, как в пандемию, когда случился музыкальный бум. Но пока многие аккуратничают с выпуском песен, размышляют, что будет уместно, что не уместно.

А кто сейчас номер один на российском музыкальном рынке?

Bahh Tee: Выстрелили Anna Asti и SHAMAN, это очевидно. Это сейчас два самых востребованных артиста.

У российских артистов все еще есть возможность делать какие-либо фиты с зарубежными звездами или эта тема уже полностью закрыта?

Bahh Tee: С большими зарубежными артистами это сложно. Они просто перестали отвечать на письма. В личном общении в мессенджере все отлично, но на официальном уровне другая установка. Правда, какие-то коллаборации все равно выходят. Вот недавно PHARAOH говорил, что c 6IX9INE запишет песню. Правда, если честно, я вообще никогда не верил и не верю в успешность дуэта русскоязычного и англоязычного артистов. Это может быть только какая-то разовая история.

Когда играешь в паре с сильным игроком, то растешь быстрее

А тема выхода российских артистов на зарубежные рынки насколько актуальна?

Bahh Tee: Если дело в географическом разбросе, типа «я хочу играть концерты и в Европе, и в Азии», то тут никаких проблем — хоть в Антарктиде сыграй. Это твое дело. Можно выступать где угодно. Но если артист говорит о том, что хочет покорить большое количество людей в разных странах, то я отвечаю: сначала покори всех здесь. В России и на постсоветском пространстве огромная аудитория и очень много концертных городов. Десять лет назад, когда я уже гастролировал, у нас не было никакого стриминга, мы зарабатывали только на концертах. У меня было по сто пятьдесят — двести выступлений в год. И это не корпоративы, а именно билетные концерты. Я ездил по крупным городам России, а когда тур заканчивался, то понимал, что уже прошел год, и надо начинать все заново. Русские люди везде слушают русскую музыку.
А если говорить именно про иноязычную аудиторию, то там самые популярные из наших артистов сейчас Miyagi & Эндшпиль, Zivert и Rauf & Faik. У них действительно очень сильная фанатская база в других странах. Но я считаю, что даже глобально у россиянина меньше возможности войти в зарубежный чарт, чем у англоязычного музыканта, потому что у нас другой менталитет, мы пишем музыку по-другому. Я считаю, что это сюр, когда ты сидишь здесь и пишешь музыку на Запад. Такое невозможно в принципе. Ты должен жить там, чувствовать этих людей, слышать их музыку, иметь такую же технику написания. И тогда у тебя может что-то получиться.

Как, на твой взгляд, дальше будет развиваться ситуация с лейблом?

Bahh Tee: Как я уже сказал, в данный момент Atlantic Records Russia находится на паузе, но артисты придумали другие возможности выпуска песен. Очень скоро в моей продюсерской карьере начнется новая большая, интересная глава. Пока не хочу вдаваться в детали. Давай чуть-чуть подождем.

Что должно быть такое в артисте, чтобы ты взял его к себе?

Bahh Tee: Формул нет. Но я точно не возьму того, кто не подходит мне по человеческим качествам. Мне не нравится, когда люди грубят, не уважают других. А в плане творчества у меня уже все на автомате: я включаю песню, и мне сразу понятно, зайдет она или не зайдет. Важно самому быть в тренде, в контексте. Ну и конечно, круто, когда люди верят в то, что делают. Обрати внимание, популярных артистов очень много, но далеко не у всех песни заходят надолго. Трек быстро залетает, а через месяц его никто уже и не помнит. У тех, с кем работаю я, всегда было иначе. Песня «Пустите меня на танцпол» все еще играет, а ей скоро уже пять лет будет! «Даже не половина» Зомба звучит, «Сбежим в Баку» — всё еще гимн! «Птичке» уже почти два года, а она до сих пор актуальна. «Кадиллак», «Снова я напиваюсь», «Детство», «Комета» — мы выпустили очень много «долгих» песен. На счет новых артистов: к счастью, мне есть из кого выбирать. Число артистов, которые хотят со мной работать, гораздо больше, чем количество тех, с кем хочу работать я.

Аню Asti забрал бы себе?

Bahh Tee: Нет, потому что ее успех уже случился. А если колесо катится, не надо из него выдергивать спицы. Мне нравится самому создавать звезд. Аня сейчас настолько взлетела, что очень сложно будет еще преумножить ее достижения. Она и так на первом месте везде. Все, с кем я хотел работать, уже со мной. Более того, недавно я получил предложение от Филиппа Киркорова спродюсировать его новый альбом. Он написал: «Мне было бы действительно по кайфу выпустить крутой альбом, где каждая песня хитяра. И чтобы продюсером этого альбома стал ты. Тандем Киркоров — Bahh Tee мне очень нравится». И мне это тоже очень интересно.

Что будет актуально в музыке в наступившем году?

Bahh Tee: Погоди-погоди, а вы помните, как два года назад в нашем интервью я говорил, что будет очень востребован мальчик славянской внешности, который поет правильные чистые песни, как JONY, а выглядит, как Егор Крид? И вот у нас появился SHAMAN! (смеется)

Если появится новая группа “Звери”, она разнесет всех и вся

Конечно, помним! Поэтому и спрашиваем, что дальше.

Bahh Tee: На самом деле, сейчас очень недалекий горизонт видимости. Сложно что-то загадывать, потому что музыка тоже подстраивается под контекст событий. Я бы предположил, что будет в топе жанр UK-garage. Сейчас Зомб выпустил песню Baby Tonight, как раз в этом направлении. Но, правда, я не думаю, что такой стиль будет жить долго. Так как теперь до нас доходит меньше западной музыки, возможно, наши артисты сами будут до нее добираться и адаптировать ее для российской публики. Грубо говоря, если у нас больше нет здесь Эда Ширана, то его просто начнут придумывать. А второй вариант развития события — что взорвет какая-то внутренняя российская субкультура, потому что наши артисты перестанут смотреть на Запад. Сейчас очень не хватает хорошей, настоящей, молодежной музыки без заморочек. В свое время это хорошо сделала RAAVA Music — Andro, JONY, Elman. Сейчас появляется много свежей рэп-музыки, но не вся молодежь любит рэп, поэтому, мне кажется, в этом году может стрельнуть поп-рок. Если появится новая группа «Звери», она разнесет всех и вся. 2022 год выпал из жизни многих музыкантов. Только единицы из них смогли проявиться. Но 2023-й уже не будет таким сложным. Мы адаптировались.

Теги: Bahh Tee, Turken

ИНТЕРВЬЮ: ЮЛИЯ ЗЕЦОВА, ПИЛЯГИН ОЛЕГ

фото: Пресс-служба артистов

01.02.23 | 12:24

Читаем дальше

Анкета на участие в мероприятиях жара

Слушай в приложении