ZHARA MAG в твоем формате: Боди-хоррор: что это за жанр и почему он на волне популярности

Боди-хоррор: что это за жанр и почему он на волне популярности

Многие узнали о жанре боди-хоррор только в этом году после выхода фильма «Субстанция» с Деми Мур в главной роли. Кто бы мог подумать, что зрителям так «зайдет» картинка с синеющими руками и взорванными внутренностями Деми, но это случилось. Да так, что «Субстанция» была номинирована на «Оскар» и получила много престижных кинопремий.

Боди-хоррор по-настоящему захватил умы зрителей, которые раньше, возможно, даже не знали о существовании такого жанра. Настолько, что российский режиссер Валерия Гай-Германика, которая известна своими экспериментальными картинами, решила снять свой боди-хоррор, а на главную роль пригласила ведущего «Поле чудес» Леонида Якубовича.

ЖАРА MAG вместе с режиссером многих российских фильмов ужасов Святославом Подгаевским решил разобраться, что это за жанр, как он развивался, и почему именно в 2025 году он пришелся по душе массовому зрителю.

Что такое боди-хоррор?

Святослав Подгаевский приводит такое определение жанра боди-хоррор: «Это достаточно узкий поджанр хоррора (фильм ужасов — прим.ред), в центре которого внимание к телу, физическим проявлениям, и когда изменения этого тела несут какую-то опасность для героев. Эти изменения происходят вне зависимости от того, хочет герой этого или нет. Как, например, в классическом хорроре «Муха» Кроненберга».

Помимо «Мухи», которую упомянул Святослав, есть и другие фильмы, названия которых вы могли слышать, но не задумываться, что это тот самый жанр: «Титан», «Злое», «Сырое», «Тело» и даже «Черный лебедь» с Натали Портман в главной роли — в этой картине тоже фокус на физической трансформации героини, а не только на психологической.

Как и когда появился жанр «боди-хоррор»?

Зарождением этого жанра принято считать середину 80-х, когда вышли фильмы «Муха» Дэвида Кроненберга и «Нечто» Джона Карпентера — классики боди-хоррора. На самом же деле первый фильм в этом жанре появился еще в 1931 году — тогда на экраны вышла картина «Франкенштейн». После были и другие работы, но они сталкивались с серьезными трудностями.

Во-первых, все важные для боди-хоррора изменения во внешности демонстрировались исключительно с помощью грима, а не компьютерных технологий. Во-вторых, во многих странах действовала цензура, и режиссеры не могли открыто показывать голые тела и говорить о сексуальности человека.

Спустя время случилось затишье в развитии жанра — и не последнее в его истории. После заметных успехов и удачных фильмов немногие режиссеры продолжали, а а сам жанр требовал трансформаций.

Только в 70-е годы боди-хоррор начал приближаться к тому виду, каким мы его знаем сейчас. В 70-е Дэвид Линч выпустил фильм «Голова-ластик» об опеке главного героя над ребенком с врожденными физиологическими патологиями. Но не только американцы экспериментировали с жанром. Например, Япония в 80-е выпустила аниме «Акира», которое рассказывает об одаренных подростках, живущих в декорациях постапокалиптического Токио.

В 90-е годы представители жанра и молодые режиссеры решили, что боди-хоррору снова надо меняться. Теперь создатели начали делать акцент на неразрывной связи внешнего проявления человека и психологического, и как одно влияет на другое. Появились «Оборотень» Джона Фоусета, «Сырое» Жюлии Дюкурно и «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера.

И вот, очередная волна популярности к жанру «боди-хоррор» пришла в 2020 году, когда на Каннском фестивале победил фильм «Титан», а через несколько лет в топах оказалась «Субстанция». Теперь основной фокус в таких картинах стал неразрывно связан с сексуальностью, либидо и самовыражением с помощью тела.

В чем секрет сегодняшней популярности жанра?

Святослав считает, что секрет популярности этого жанра сейчас не связан ни с чем — просто время от времени люди и индустрия обращают внимание на «хоррор» и «боди-хоррор». «Мне кажется, вдруг в настроение общества попадает это направление, потому что эти фильмы призваны обнажать общественные страхи, которые в массах не артикулированы, но витают в воздухе. И кино как раз с этим резонирует. Сейчас сработала «Субстанция», до этого были другие фильмы», — отметил режиссер.

Подгаевский отметил, что раньше жанр «боди-хоррора» считался «низким», а теперь в Голливуде к нему относятся серьезнее — эти фильмы номинируют на премии, а на главные роли зовут актеров первой величины.

Почему люди смотрят хорроры?

Сам Святослав Подгаевский снял не один фильм в жанре «хоррор». На его счету: «Пиковая дама: Черный обряд», «Русалка. Озеро мертвых», «Приворот. Черное венчание» и другие картины.

Святослав подчеркивает, что фильмы ужасов смотрят сильно меньше людей, чем массовое кино. При этом у этого жанра есть «прочная фан-база». В основном это подростки от 14 до 22 лет. Но в случае, если фильм становится такой сенсацией, как «Субстанция», возраст зрителя увеличивается.

«Я люблю делать остросюжетное кино. Хоррор — жанр, который не требует больших затрат, здесь больше нужна смекалка, находчивость. Поэтому, конечно, делать такие фильмы интересно», — отметил Святослав.

Между хоррором и боди-хоррором небольшая разница, второй — более детальный жанр. В основе обоих — страх перед неизведанным: будь это какой-то монстр или изменения в собственном теле. В картине всегда происходит что-то, что герой не может контролировать — за это такие фильмы и любят.

За боди-хоррором будущее?

Режиссер считает, что боди-хорроры всегда популярны, просто иногда какие-то конкретные фильмы «выстреливают», и их смотрит больше людей. «Мне почему-то кажется, что хоррор всегда пользуется стабильным успехом, но иногда так сходится, что некоторые произведения становятся открытыми для массовыми зрителя. Так и произошло с “Субстанцией”», — заявил Святослав.

Режиссер, в том числе оценил идею Валерии Гай-Германики снять боди-хоррор с Леонидом Якубовичем в главной роли. Святослав считает, что картина может стать успешной, и все будут рады за Валерию, если кому-то из России удастся снять кино в жанре, который не сильно популярен в стране.

При этом сам Подгаевский не уверен, что будет работать в этом направлении: «Меня больше тянет к привидениям и психологическим вещам. Плюс в боди-хорроре надо много показывать и нужен очень хороший пластический грим. Это один из самых дорогих поджанров хоррора. В психологическом хорроре это необязательно, ты можешь напугать темнотой, подведя к этому страху».

«Человеку интересен человек» — такая мысль приходит в голову после разговора со Святославом. И пусть даже у этого человека будет гнить часть тела, а оператор ее покажет крупным планом. Пока боди-хорроры рассказывает про человека и его внутренние переживания, даже с противной картинкой, их будут смотреть. Особенно, если в них будут сниматься Деми Мур, Брэд Питт, Тимоти Шаламе или, в конце концов, Леонид Якубович.

АВТОР: Анастасия Тучкова

ФОТО: Социальные сети

ФОТО: Кадры из фильмов

13.09.25 | 10:24

Читаем дальше

Анкета на участие в мероприятиях жара

Слушай в приложении