СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО - ЭТО ДИКО ИНТЕРЕСНО
ХУДОЖНИЦА НИКА ЧЕРНЯЕВА РАССКАЗЫВАЕТ О ТОМ, ЧТО В ПРОФЕССИИ ХУДОЖНИКА САМОЕ ГЛАВНОЕ, КАК СДЕЛАТЬ ТВОРЧЕСТВО БИЗНЕСОМ И ПОЧЕМУ УМЕНИЕ РИСОВАТЬ НИКАК НЕ СВЯЗАНО С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ.
Ника Черняева родилась в 1985 году в Москве. Окончила социологический факультет МГУ, Институт проблем современного искусства, школу «Свободные мастерские» при ММОМА. Училась на отделениях живописи в Central Saint Martins College of Art and Design, Лондон (грант), и в МГХПА им. С. Г. Строганова. В 2020 году стала резидентом V сезона проекта «Открытые студии Винзавода». В феврале 2021 года в галерее JART состоялась первая персональная выставка художницы.
Как отличить произведение современного искусства от любительских каракулей?
Слово «каракули» в вопросе уже немного сужает рамки, так как современное искусство — это не обязательно что-то нарисованное или сделанное руками. Границы этой сферы сейчас настолько размыты, что отличить искусство от неискусства порой и правда сложно. Единственный совет, который можно дать тому, кто хочет во всем этом разобраться, — активно осваивать матчасть, ходить на выставки, прочитать пару книжек по истории искусства. Сейчас очень много классных изданий, которые коротко и интересно объяснят, с каких пор в музеях начали выставлять писсуары, «каракули» и прочие непохожие на «красивую картину» штуки и почему это произошло. Вообще современное искусство — это дико интересно!
Ты активно участвуешь в конкурсах для художников, подавалась на Премию Кандинского, вошла в лонг-лист Премии Курёхина, выиграла грант на обучение в Лондоне. Что дает художнику получение наград?
Для меня активность в вопросах продвижения — это, скорее, спортивный азарт, мне нравится проявлять инициативу и чувствовать личную ответственность за развитие своей карьеры. Но сама по себе активность никаких гарантий не дает, главное — делать хорошие работы. Для художника выставки и награды — это очень важно, работать «в стол» тяжело и психологически, и материально. На какие-то проекты нужны серьезные бюджеты, и без дополнительной поддержки их не реализовать. Тут награды с денежным призовым фондом или гранты могут быть очень кстати.
Как попасть в «Гараж»?
«Гараж» — это серьезный музей, который выставляет проекты очень высокого уровня, так что попасть туда можно, только став мэтром. Хотя у них бывают программы поддержки молодых художников. Например, после пандемии они впервые провели публичный опен-кол, в котором мог принять участие любой желающий. Еще «Гараж» регулярно проводит Триеннале российского современного искусства, для которого кураторы ищут новых авторов по всей России. Плюс у них есть прекрасные мастерские, набор в которые теперь тоже осуществляется через открытый конкурс. Так что да, попасть в «Гараж» хоть и сложно, но можно.
В чем ты видишь развитие художника? Это повышение мастерства рисования или углубление в какой-либо контекст?
Как я уже сказала, умение рисовать само по себе никак не связано с современным искусством. Здесь важнее работа со смыслами, именно они определяют творческий метод. Для каких-то вещей техника совершенно не важна, иногда концептуальная составляющая может быть реализована вообще без участия самого художника. Но какие-то работы требуют очень серьезного технического мастерства. Главное, чтобы художник понимал, что он делает и зачем, и чтобы лично для него все это было важно и интересно.
Рисование и живопись может быть бизнесом? Из чего в профессии художника складывается монетизация?
Живопись может быть бизнесом для галереи, но никак не для художника — работы, сделанные исключительно ради продажи, видно сразу. Они могут иметь коммерческий успех, но речь об искусстве уже не идет. Как @zharamag говорят в мемах про руб ль, «у него нет курса, только путь». Так и у художников. За внешним успехом стоит очень большой труд, который не всегда очевиден. Но даже если ты вкалываешь, деньги тебе не гарантированы. Чтобы обеспечить бесперебойную монетизацию, помимо упорного труда понадобится еще и удача, если не сказать чудо.
ИНТЕРВЬЮ: ЮЛИЯ ПАРАДО
ФОТО: НАСТЯ ОСТРИКОВА (ПОРТРЕТ)
30.05.22 | 12:24