Павел Бушуев: «Быть художником — это не работа, а скорее образ жизни»
ХУДОЖНИК ПАВЕЛ БУШУЕВ РАССКАЗЫВАЕТ О ПРЕДСТОЯЩЕМ УЧАСТИИ В ЮБИЛЕЙНОЙ, 10-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ ЯРМАРКЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА COSMOSCOW, О ТОМ, КАКУЮ РОЛЬ МОЖЕТ СЫГРАТЬ ПАРТНЕРСТВО С ГАЛЕРЕЕЙ В КАРЬЕРЕ МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА, И ПОЧЕМУ РАБОТА С ВНУТРЕННИМ МИРОМ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ НЕГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ АКТУАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА.
Павел Бушуев родился в 1987 году в городе Копейске Челябинской области. В 2007 году окончил Челябинское художественное училище, в 2014 году — СПбГАИ им. И. И. Репина (графический факультет, мастерская Андрея Алексеевича Пахомова. В 2014 году окончил институт, решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация «художник-график (искусство книги)». На данный момент живет и работает в Санкт-Петербурге.
Расскажи, пожалуйста, чем ты занимаешься в свободное от современного искусства время?
Помимо современного искусства я занимаюсь цифровой графикой. В этой отрасли работаю концепт-художником: рисую эскизы для воплощения световых декораций и тотальных проекций. Хожу на скалодром, также люблю выезжать за город на скалы, чтобы ощутить природный рельеф. Учусь в институте современного искусства «БАЗА» на заочном. Очень люблю путешествовать.
Мы, то есть команда «ЖАРА Mag», хотим понять, что вообще такое современное искусство, как научиться его понимать, как его отличать от простого качественного ремесла или даже бездарности?
Чтобы правильно ответить на эти вопросы, специалисты, а именно искусствоведы, кураторы и критики, пишут целые книги, и, даже прочитав многие из них, я не могу описать это в двух словах. Кто-то считает, что современное искусство — это всё, что делается сегодня, то есть в настоящее время. Другие скажут, что современное искусство — это прорыв, заключающийся в новом подходе, в новой идее или даже в использовании современных технологий или материалов. Вообще в этой отрасли существуют еще три понятия, такие как contemporary art, modern art и metamodern, все они могут являться современным искусством. От себя могу добавить, что необходимо изучать каждого художника отдельно, узнавать про него, знать его контекст, метод. Для того чтобы начать разбираться в современном искусстве, рекомендую посещать выставки в музеях и галереях. Со временем даже просто от насмотренности у вас начнет приходить понимание. К тому же художники часто сопровождают свои работы текстом, в котором находятся ключи к прочтению произведения. У современного искусства всегда есть контекст, некая идея, манифест, провокация. Ремесло же — это навык, часто носящий бытовой характер. А о бездарности или таланте пусть судят критики или даже время.
Всегда ли коммерческая успешность и талант идут рука об руку?
Конечно же, нет. Можно вспомнить хотя бы Ван Гога, который умер в нищете и с долгами. Ему явно не хватало хорошего куратора или менеджера. Обратный же вариант, когда ничего не представляющий собой художник коммерчески успешен, встречается гораздо реже.
Что в 2022 году актуально в современном искусстве? Ты вообще склонен обращаться к актуальному в своем искусстве?
Считаю, что в этом году многие художники в России думают о том, как высказаться о главных событиях года и в то же время не попасть под статью. А помимо этого — феминизм, миграции, телесность, локальность, новые технологии. Актуальность трактуется трендами, которые часто задаются новостной повесткой. Я же по большей части работаю с внутренними процессами и довольно редко обращаюсь к актуальному. Для меня важнее скорее то, чтобы зритель из любого времени или страны смог догадаться, о чем я хотел сказать, или почувствовать это.
В этом году на ярмарке Cosmoscow твои работы можно будет увидеть на стенде галереи a-s-t-r-a. Скажи, какое значение имеет для тебя партнерство с галереей с точки зрения развития карьеры художника? И как сделать так, чтобы галерея тебя заметила?
Партнерство с галереей a-s-t-r-a сыграло одну из ключевых ролей в моей карьере. Это сотрудничество расширило мою аудиторию путем участия в ярмарках современного искусства и не только, поспособствовало попаданию моих работ в прекрасные коллекции. А самое главное, у меня появилось время на реализацию новых творческих идей, тогда как a-s-t-r-a занимается моей популяризацией на арт-рынке.
Для того чтобы галерея заменила молодого художника, ему следует стараться участвовать в выставках, конкурсах и open call по современному искусству. Нередко их проводят сами галереи. Необходимо иметь качественное портфолио работ и artist statment. С этим, думаю, можно даже напрямую написать в галерею.
Расскажи о своем участии в Cosmoscow в этом году? Лично для тебя что-то изменилось по сравнению с предыдущими выпусками? И какие у тебя в первую очередь ожидания? Продажи или отклик аудитории? Что вообще важно?
В этом году состоится уже десятая ярмарка Cosmoscow, и это первый раз, когда мои работы будут выставлены на стенде a-s-t-r-a. Прошлые годы я был участником от a-s-t-r-a на кураторских выставках в рамках Cosmoscow московской секции. В этом году мое творчество будет представлено шире. Так как это одно из главных арт-событий года, само участие на ярмарке уже ценно, также важен и отклик зрителя, критика. Что касается продаж, то это всегда приятно. Это показатель вовлеченности аудитории.
Как ты считаешь, есть какие-то правила «хита» в искусстве или это всегда что-то интуитивное?
Наверно, правило может только одно — угодить зрителю, если речь идет о «хите». Но, по-моему, это часто приводит к противоположному. Следует заниматься своим делом, отдаваться этому полностью и доверять интуиции.
Расскажи, пожалуйста, о своей работе «Курящий. V1». О чем думает этот человек?
Это работа из цикла «Деформация», в котором есть серия портретов внутреннего мира человека, его изменения после эмоциональной нагрузки, будь это радость или грусть, как в работе «Курящий. V1». А грустит он о том, как мир несправедлив, конечно же.
И традиционный вопрос про доходы. Быть художником — это может быть действительно доходной работой? Из чего вообще строится монетизация? По какой причине стоимость твоих работ растет?
Быть художником — это не работа, а скорее образ жизни. Он у каждого индивидуален. Особенно тяжело начинающим художникам. Большинство из них получают доход от каких-либо заказов, а не от продукта творчества, или от основной работы, часто даже не связанной с искусством. Но есть такие, кто может это совмещать. Есть и те, кто может зарабатывать только своим творчеством, но это, к сожалению, единицы. Мне, конечно же, близок второй вариант. Моя монетизация складывается с продажи непосредственно творческих работ, зарплаты, иногда выполняю какие-то заказы извне. Стоимость работ растет вследствие нескольких факторов: это активная творческая деятельность, участие в хороших выставках, попадание работ в музеи и к частным коллекционерам, ну и спрос.
10-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow пройдет в Гостином Дворе с 15 по 17 сентября 2022 года