ZHARA MAG в твоем формате: Анна Андржиевская: "Искусство — это антихит"
Анна Андржиевская: "Искусство — это антихит"
Арт

Анна Андржиевская: "Искусство — это антихит"

Художница Анна Андржиевская рассказала о том, как привлечь внимание коллекционеров и галеристов, какие картины растут в цене и что вообще представляет собой современное искусство.

Анна Андржиевская, художница. Окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, Санкт-Петербургскую Лабораторию новых медиа, Школу молодого художника благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ». Член арт-группы «Север-7».

Дата рождения: 22 февраля 1989 г.

Место рождения: Пермь

Аня, расскажи, чем ты любила заниматься в юности и как в итоге заинтересовалась современным искусством?

Я жила в провинциальном городе, была обычным подростком. Бегала по крышам гаражей, пила джин-тоник на веранде детского садика и мечтала стать банкиром. Но что-то пошло не так, и однажды я начала ходить в изостудию. Тогда же и стала интересоваться искусством, в любых его формах. Для меня никогда не было разницы между современным искусством и классическим или каким-то еще. Это всегда был единый поток, построенный на диалоге.

Как ты выбираешь материалы, технику?

Я всегда делаю то, что хочу в данный момент, и выбираю медиум по воле сердца. А в целом мне интересны разные техники, и постоянно хочется пробовать что-то новое. Именно поэтому я и пошла учиться в Лабораторию новых медиа (https://www.newstagemedialab.com/), а в «Мухе» (Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица — прим. ред.) выбрала монументальную живопись, где каждый семестр мы осваивали новую технику.
Бывает, что некоторые виды техник, конечно, разочаровывают. Например, от глины сильно сохнет кожа рук, а эпоксидная смола не застывает, если хоть немного нарушить пропорции, и тогда вместо скульптуры получается вонючий кисель.

Ты случайный зритель, 2021, холст, акрил, мало

Что вообще представляет собой современное искусство? Как научиться его понимать? И как отличить шедевр от качественной ремесленной работы или даже от бездарности?

Думаю, зрителю вообще не надо зацикливаться на том, понимает он что-то или нет. Главное — нравится ли ему творение, близка ли его идея, смысл, есть ли на это какой-нибудь внутренний отклик. Важно получать удовольствие от соприкосновения. Если все это происходит, значит, перед вами произведение искусства. Ну а более глубокое понимание приходит со временем и с насмотренностью. На самом деле современное искусство очень простое и контекстуальное, и к его произведениям почти всегда есть разъяснительный текст куратора. У меня, например, ключом к разгадыванию работы является название.

Есть ли какие-нибудь правила создания «хита» в искусстве или художественные шедевры чаще рождаются интуитивно?

Не совсем понимаю, о чем ты. Искусство — это скорее антихит. А то, что сейчас принято считать шедеврами, — это, как правило, работы, которые прошли вековую проверку временем или же стали популярными за счет всяких сопутствующих инфоповодов. Поэтому правил тут нет. Наверное, так же, как и в музыке.  

Выезжаю, 2021, холст, акрил, масло

На твоем сайте есть виртуальная картина, где девушка, сидящая на унитазе, о чем-то думает. Такое ощущение, что она взволнована. Расскажи историю этой работы. Про что она?

Эта работа была сделана во времена ковида, и посвящена она внутреннему эскапизму. Тут изображен мир The Sims 3, уютный и знакомый с детства. Мне было интересно перенести объекты из реального мира в пространство игры. Большая часть игрового процесса проходит внутри дома и состоит из рутинных действий, а игровое пространство моделируется из шаблонов, которые хоть и весьма разнообразны, но всегда узнаваемы. И все герои игры хоть и разные внешне, но совершают одни и те же действия.

Сколько стоит твоя работа для галереи «Триумф» в Москве и вообще продается ли она — целиком или по частям?

Да, продается, в том числе и по частям. Изначально это все задумывалось как единое произведение, но после выставки я решила его разделить на несколько: три живописных холста — это одна работа, а скульптуры животных — это отдельные самостоятельные экземпляры. Так как мой годовой контракт с галереей «Триумф» закончился, вся эта экспозиция вернулась в мою материнскую галерею Anna Nova в Санкт-Петербург, где можно запросить цены и нее, и на другие мои работы.

Быть художником — это доходно? По какой причине стоимость твоих работ растет?

Я бы сказала так: заработать своим искусством можно, но сильно разбогатеть — вряд ли. Я не сильно понимаю, как формируются цены на рынке и как строится монетизация, потому что я не менеджер по продажам и даже не банкир, как мечтала в детстве. Но знаю, что стоимость работ точно будет расти после больших персональных выставок, после экспозиции в музеях и в зависимости от получения престижных наград. Правда все это не гарантирует того, что твои произведения сразу начнут покупать. Нужно участвовать в аукционах — так будет более-менее понятен спрос на твое искусство. И самое главное: трезво оценивать свои навыки в продажах. Как правило, коллекционер легко сможет сторговаться с художником и сильно сбить цену, поэтому продажи лучше доверить тем, кто в этом лучше разбирается. Тогда, мне кажется, шанс на монетизацию и приличный заработок есть.

Можешь назвать нынешних российских художников, которые коммерчески успешны?

Мне сложно ответить на этот вопрос. Я не считаю, что присутствие на российском рынке современного искусства хоть как-то сопоставимо с коммерческим успехом. К примеру, во Франции или Италии работы художников оцениваются в десять раз выше, притом что наши мастера ничем не уступают по качеству. А еще бывает так, что произведения какого-либо художника стоят дорого, но продаж у него нет.

Что в 2022 году актуально в современном искусстве? Военная тематика?

Военная тема сейчас у всех в центре внимания. У меня такое впечатление, что с конца февраля многие художники находятся в оцепенении.

Привет, 2019

Ты участвуешь в премиях?

Да, но не очень часто. Написание заявок занимает много времени и сил, и не всегда на это бывают ресурсы. Но вот в прошлом году я получила специальный приз от Французского института на премии Курехина — 2021. Были у меня награды и в составе группы «Север-7»: на премии Курёхина в 2020 году, на премии Present Continuous фонда V-A-C. Также я номинант «Инновации-2019».

Несколько раз ты принимала участие в ярмарке молодого современного искусства Blazar, которая проходит в Москве. Скажи, что дает художнику участие в подобных мероприятиях?

Я продала там пару картин. Ярмарка Blazar — это прекрасная возможность для молодого художника продать свои работы и привлечь к себе внимание галеристов и коллекционеров. А коллекционеры могут выгодно приобрести творения молодых авторов, до того как цены на них начали расти.

Завтрак, 2021,холст,акрил,масло

Сейчас ты находишься в арт-резиденции в Латвии. Как ты там оказалась?

Попасть туда можно только по приглашению, потому что это частная резиденция латвийского коллекционера. Но вообще существует довольно большое количество подобных мест для художников. Это могут быть не только частные резиденции, но и государственные или принадлежащие каким-либо объединениям или фондам. Нередко они располагаются в необычных местах, например в закрытых городах. Некоторые из них функционируют как гостиницы, где художник сам за все платит. Где-то ему оплачивают проживание и мастерскую. А есть и такие места, где все расходы берет на себя хозяин резиденции: оплачивает дорогу, предоставляет студию и проживание и даже выплачивает гонорар и суточные.
Перед началом таких арт-проектов обычно проводится open call — специальная отборочная программа, в которой может принять участие каждый желающий. Но бывает, что кураторы резиденций сами приглашают, кого захотят. Если подаваться по open call, то организаторов будет интересовать, какой проект ты там реализуешь. Чем больше резиденция готова предоставить художнику, тем больший пакет документов она от него запрашивает. Так, например, кроме портфолио и описания проекта, могут дополнительно понадобиться рекомендательные письма.

Как сделать так, чтобы тебя заметили галеристы?

Надо найти классных друзей, таких же увлеченных, как ты сам, создать с ними арт-группу и открыть галерею. Устраивать там все, что может только прийти в голову, в плане искусства, конечно. И всегда быть смелым, не бояться, что кому-то может что-то не понравиться. Со временем к вам сами потянутся крупные галеристы и коллекционеры. Главное — делать все искренне и для себя, а не ради кураторов и грантов. И еще важно научиться не принимать отказы близко к сердцу. Скорее всего, те институции, от которых вы получили отказ, уже через пару лет сами к вам обратятся.

Горнозаводское направление, 2020

ИНТЕРВЬЮ: ЮЛИЯ ПАРАДО

29.09.22 | 05:04

Читаем дальше

Анкета на участие в мероприятиях жара

Слушай в приложении