ZHARA MAG в твоем формате: Радио VS стриминг: как артисты становились популярными в нулевые и сейчас

Радио VS стриминг: как артисты становились популярными в нулевые и сейчас

Музыкальная индустрия за последние 25 лет изменилась настолько, что покупка на рингтон полифонической мелодии из заставки «Бригады» за десять рублей, скачивание песен с небезызвестного сайта с зайцами в наименовании и кассеты (у самых крутых — диски) с главными композициями из «Фабрики звезд-2» — это уже что-то из времен динозавров.

На смену МП3-плеерам, куда нужно было руками переносить любимые треки, пришли разнообразные плейлисты на стриминговых сервисах, на смену «Фабрике звезд» и «Народному артисту» — тренды в социальных сетях и рилсы, благодаря которым неизвестные ребята становятся звездами, на смену телевизору — видеохостинги, куда в первую очередь загружают клипы артисты. Музыканты уже не зависимы от того, покажут их работу на музыкальном телеканале или нет, поставят песню на радио или нет — сегодня есть множество способов стать известным, продвигать себя практически без вложений и даже зарабатывать на своем творчестве.

Но все-таки артисты идут на радио, несут свои песни и с удовольствием посещают гостевые эфиры. Кажется, радио должны были затмить многочисленные стриминговые платформы, но оно продолжает развиваться, вводит новые форматы, вечеринки и, судя по всему, не собирается «уходить на пенсию».

ЖАРА MAG поговорил с генеральным директором «Европейской медиагруппы» и генеральным продюсером «Нового Радио» Романом Емельяновым, а также с главным редактором VK Музыки Сергеем Мудриком и узнал, как люди становились популярными в нулевые, и как это сделать сейчас, в век технологий и стримингов.

Как артисту попасть на радио/на стриминг?

Роман Емельянов отметил, что система попадания в ротацию радиостанции осталась такой же, как и в нулевые — артисты просто присылают песню. Дальше уже команда радиостанции решает, будет ставить песню в эфирах или нет. А это зависит от нескольких моментов:

«Мне везло работать на станциях, где во главе стоял бизнес. Как раньше, так и теперь, решающую роль в попадании песен в ротацию играют интересы слушателей. На станциях, работающих с новым материалом, существуют худсоветы. Каждая песня проходит жесткий, но справедливый ценз вкуса музыкальной редакции. Кроме того, на всех радиостанциях проводятся маркетинговые исследования, помогающие лучше понять запрос аудитории. Если артист большой и успешный, то и предпочтения ему не избежать!».

Роман уточнил, что каждый второй артист стал популярен именно благодаря радиостанциям.

Со стриминговым сервисом все гораздо проще — артист любой величины и узнаваемости может сам загрузить трек через агрегаторы или заключить контракт с дистрибьюторами или лейблами, которые сделают это за него. Сергей отметил, что лучше заниматься загрузкой песни за несколько недель до официального релиза. После — артисту надо отправить информацию о треке в открытые формы питчинга (краткая презентация — прим.ред.), которые есть во всех стриминговых сервисах. И, вуаля, песню можно послушать.

Однако это еще не все. Загруженный трек — не значит, что в первый день его послушают миллионы человек (если ты, конечно, не Тейлор Свифт). Следующая задача — попасть в тематический плейлист стриминга, а их уже составляют сотрудники сервиса.

«Плейлисты составляются по тематикам. Мы опираемся на собственный слушательский опыт, а также многолетний опыт работы в VK Музыке, на актуальность звучания релизов и на востребованность артистов для аудитории. В случае совсем новых артистов первые два параметра остаются ключевыми. Мы с удовольствием поддерживаем молодых и малоизвестных артистов во всех подходящих плейлистах, если их треки нам показались конкурентными и достойными для поддержки», — отметил Сергей.

Сделает ли радио/стриминг артиста известным?

В нулевые, если песню артиста не взяли на радиостанцию, он шел писать следующий трек и надеяться, что в этот раз все получится. Если же песня попала в эфир радиостанции, значит ли это, что артист в нулевые мог рассчитывать на популярность и успех? Роман отметил, что за 25 лет в этом смысле ничего не изменилось. Радио как было возможностью проснуться знаменитым, таким является и сейчас. Поэтому, да, узнаваемость к человеку точно приходила:

«Просто сейчас появились альтернативные источники, но с ними радио прекрасно работает в содружестве. Кроме того, радио обладает рядом уникальных особенностей как в техническом, так и контентном смысле. Оно абсолютно бесплатно для слушателя, доступно даже там, где не ловит мобильная связь и Интернет. А если говорить про наполнение эфира, радио — это «теплый вид искусства», продукт, сделанный людьми и для людей», — рассказал генеральный продюсер «Нового радио».

Со стриминговыми сервисами здесь все сложнее, ведь появление трека на платформе вовсе не означает, что люди будут его слушать. Сергей Мудрик уверен, что слушателя надо заинтересовывать и другими способами:

«В наше время артист, увы, не может «просто» выпустить песню и ждать после этого всенародной известности. Он, помимо музыки, создает определенный образ и несет месседж, который должен оставлять аудиторию неравнодушной. Без социальных сетей донести это довольно непросто. А большая часть случаев, когда малоизвестные артисты попадают в чарт, связана с успехом композиций в сервисах вертикального видео. Впрочем, мы знаем уже несколько случаев, когда релизы попадали в чарт благодаря работе рекомендательной системы VK Микс».

Кстати, про продвижение артистов. Вероятность, что неизвестное молодое дарование будут продвигать на самом стриминге — есть. Однако там все решает компьютер, так как он самостоятельно рекомендует слушателю музыку, похожую на ту, что он уже включал.

«В VK Музыке есть VK Микс, который рекомендует пользователям релевантную музыку, исходя из их предпочтений. Для того, чтобы алгоритмы работали лучше, нужно слушать и добавлять к себе в плейлисты как можно больше музыки. Механизму рекомендаций нужен опыт прослушиваний конкретной композиции разными пользователями. Для молодых музыкантов первичный опыт прослушиваний в VK Музыке набирается через поддержку новых релизов, которые мы получаем через открытую форму или через питчинг от наших коллег из лейблов и дистрибьюторов», — подчеркнул Сергей.

Что по оплате?

Есть хорошие новости: и на радио, и на стриминговых сервисах артисты могут получить оплату за свое творчество. На радио так было всегда:

«Артисты и зарабатывали, и зарабатывают. Радио отчисляет в РАО (Российской авторское общество) средства, которые распределяются между авторами и правообладателями», — рассказал Роман Емельянов.

Один из доходов стриминговых платформ — подписки пользователей, которые за последние десять лет не только научились платить за легальный музыкальный контент, но даже привыкли это делать. Теперь подписка за несколько сотен рублей нас уже не пугает, так как открывает доступ к качественным записям и новинкам. По словам Сергея Мудрика, резкий переход в сознании людей произошел в 2016 году. «Люди, конечно, привыкли не сразу, но сейчас ситуация куда благоприятнее, чем в те времена», — отметил главный редактор.

Что касается артистов, которые выкладывают свои песни на разные стриминговые платформы — они, по информации из открытых источников, получают деньги за каждое прослушивание. Суммы у всех компаний разные, но SLAVA MARLOW, например, признавался, что на выплаты с нескольких сервисов за прослушивание его трека «Ты горишь как огонь» он через год после релиза купил квартиру в 115 квадратных метров в центре Москвы. Цену он не называл, но легко догадаться, что речь о сумме минимум с семью нулями.

Есть ли конкуренция между радио и стримингом?

Может показаться, что радиостанции отдали пальму первенства стримингам и мирятся с тем, что они уже не единственные, от кого зависит судьба и популярность артиста. Но все совсем не так. Роман Емельянов отметил, что радио и стриминг — это совсем разные продукты, и никакой конкуренции между ними нет:

«Нет никакой борьбы. Это два разных по сути и наполнению музыкальных продукта. Более того, радио активно слушают на стриминг-сервисах, через умные колонки и Smart TV, каждый год показатели по этим направлениям демонстрируют значительный рост. Для нас эти площадки — еще один «транспорт», доставляющий контент до аудитории».

Похожего мнения придерживается и Сергей Мудрик. Он считает, что артистам не стоит игнорировать радиостанции и надо приносить свой музыкальный материал на все площадки:

«Стриминговые сервисы помогают молодым: есть спецпроекты, посвященные начинающим артистам, у нас есть раздел и плейлист «Новые имена» на витрине, где музыканты получают своих первых слушателей. Мы активно пополняем плейлист «Набирающие популярность» для растущих имен, ну и всегда рады добавить классную песню во все релевантные плейлисты. Радио также не стоит игнорировать, как способ донесения своего творчества до публики, как и участие в концертах, конкурсах, шоукейсах и всех других возможных точках соприкосновения артиста с потенциальным слушателем. Никогда не знаешь, где ты этого слушателя найдешь, особенно в современных условиях невероятного обилия и разнообразия источников информации. В VK Музыке также есть раздел «Радио», где можно слушать любимые радиостанции, он пользуется популярностью у пользователей сервиса».

Получается, радио после прихода в нашу жизни стриминговых сервисов не только не потеряло артистов, но и не утратило влияния на умы слушателей. И как бы нам не твердили о том, что все, что было успешным в нулевые (телевидение, радио, печатные журналы) скоро исчезнет, тенденция пока обратная. По крайней мере, с радиостанциями. При этом Роман Емельянов не исключает, что радио когда-то совсем исчезнет, однако предупреждает: «Вы до этого не доживете!».

АВТОР: Анастасия Тучкова

ФОТО: Пресс-службы

ФОТО: Сайт Нового радио

ФОТО: Unsplash

29.09.25 | 04:57

Читаем дальше

Анкета на участие в мероприятиях жара

Слушай в приложении